Работа логопеда включает в себя разные формы,мы уже с вами знакомились с некоторыми из них.Сейчас мне хотелось поговорить о сенсорном развитии ребенка.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине,положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
..С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление,воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Уже с первых недель жизни ребёнка можно работать над развитием сенсорики, а именно над осязанием. Осязание — это одно из 5 основных видов чувств, к которым способен человек, заключающееся в способности ощущать прикосновение, воспринимать что-либо рецепторами,расположенными в коже, мышцах.
Что именно нужно делать, как играть с малышом? В раскрытые ладошки крохи ненадолго вкладываются различные по фактуре и материалу предметы — пластмассовые колечки,деревянные палочки, резиновые мячики. Эти упражнения весьма полезны тем, что развивают у него осязание, тактильные ( кожные) ощущения. Небольшие валики , сделанные из клеёнки, махровой, ситцевой ткани, тоже хорошо обучают ребёнка схватывать предмет, сжимать, развивают тактильную чувствительность ладони.
С детьми более старшего взраста играем в «Дорожки». Берем полоски из разной ткани, материала, разной длины.
Как с помощью рук изучаем эти дорожки:
- чуть коснуться пальчиком и отдернуть руку.
- гладить предмет пальцами и ладонью в разные стороны или в одну сторону.
- нажать на предмет, дорожку пальцами и ладонями.
Ещё есть такие игры как : « Подбери картинку», « Что находится в коробочке», « Чудесный мешочек» и т.д.
Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны,составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в д/саду и в школе.
--
Надежда Потапова |