С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.
Ребята оказываются не в ладах с русским языком,хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами.
Стойкое нарушение чтения называется ДИСЛЕКСИЕЙ, письма — ДИСГРАФИЕЙ. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки,добавляют ненужные, скорость чтения у них невысокая.
Часто страдает способность чётко воспринимать на слух определённые звуки и использовать их в собственной речи, при письме и чтении.Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П»,»Д-Т»,»К-Г».
При ДИСГРАФИИ дети младших классов с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. У некоторых детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы : « З и Э»,» Р и Ь». Пишут такие дети медленно, неровно.
Часто причиной развития дисграфии является нарушение речевого ( фонематического) слуха.Ребенку с таким нарушением очень трудно научиться читать и писать.В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема.
Суть уроков — тренировка речевого слуха буквенного зрения.Такие занятия проводятся логопедом по определённой системе : используются различные речевые игры, выделение грамматических элементов слов и т.д. Тренировка ведётся путём повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко- буквенного состава слов.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладевать чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы.
Надежда Потапова |