Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает ( запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что-то очень приблизительно.
"Игла" превращается в "мглу", "лес" в "лист" или в "лису", "Мишина машина" в "мыши на машине".
Ребёнок как будто становится немного иностранцем.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха логопед уделяет много времени.
Но не всегда эта работа протекает легко и успешно.Скорее всего это означает, что был недостаточно проработан предыдущий этап -
развитие неречевого слуха.
Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая.Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться
развитием чувства ритма.Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать,если возможно трогать, брать в руки.
С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения-"тихого-громкого".
Используем в работе такие игры: "Чудо - звуки"," Слушай,пробуй,как звучит", " Угадай, что звучало".
Очень нравится детям игра" Шумящие коробочки"!
Важно относиться к таким упражнениям серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится.
|