В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». По своей сути - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Новые требования предъявляются к следующим показателям:
- Профессиональным знаниям.
- Профессиональным умениям и навыкам.
- Опыту работы.
К числу профессий, к которым в обязательном порядке должны применяться профстандарты, относится и профессия педагога. Обязательное применение профстандартов в сфере образования предусматривается с 1 января 2017 года. Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, - несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к педагогической деятельности. Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации образования.
Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога. К этому времени соответствие профстандарту учителя будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.
Апробация профессионального стандарта педагога. В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации образовательного учреждения и представителей профессиональных сообществ. Для каждой организации план перехода будет носить индивидуальный характер. Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) образовательного учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:
- Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников образовательной организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
- Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости - внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с педагогами.
- Проведение проверки сотрудников образовательного учреждения на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
- Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству образовательного учреждения.
- Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения педагога, не соответствующего профстандарту учителя. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым профстандартам.
Требования профстандарта педагога
Профстандарт педагога, должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими образовательными учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В соответствие с планом Министерства образования применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
- Установить чёткие требования к квалификации педагогов различных направлений и сфер деятельности.
- Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников сферы образования.
- Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
- Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного педагогав сфере образования. Профессиональный стандарт педагога также оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.
Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность педагога, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций, в зависимости от их специфики.
Скачать профстандарт педагога можно на официальном сайте Министерства образования и науки.
Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):
- Образование.
Каждый педагог должен:
- Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего образования без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности.
- Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
- Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности.
- Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными работами. У
- меть вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
- Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
2. Воспитательная работа.
В рамках выполнения воспитательной работы педагог обязан:
- Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
- Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
- Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
- Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников - культурных, возрастных, психологических и т.п.
- Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами образовательного учреждения.
Развитие личностных качеств педагога.
Педагог должен:
- Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения.
- Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
- Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов - логопедов, психологов и так далее.
- Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
- Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
- Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.
Все госстандарты, в том числе и стандарт образования педагога, разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом, все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:
- Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.
- Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.
Характеристику каждого из направлений педагогических деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования - воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:
- Воспитатель. Дошкольное образование (дети младше 7 лет).
- Учитель. Начальное образование (с 1 по 4 классы).
- Учитель. Основное образование (с 5 по 9 классы).
- Учитель. Среднее образование (по 11 класс).
- Педагог-психолог.
- Педагог дополнительного образования.
- Преподаватель профессионального образования.
То есть на сегодня все специалисты-педагоги, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов - будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.
Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику:
- Действия.
- Умения.
- Знания.
В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие стандарта директора образовательной организации ожидается к концу 2016 года. Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов.
Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.
|